Рассказывают, как к Сталину попросился на прием находившийся в Москве грузинский епископ отец Георгий, с которым они вместе учились в духовной семинарии. Сталин пригласил его в Кремль. Опасаясь гнева вождя, отец Георгий поехал в гости не в епископском облачении, а в партикулярном костюме. Встретил Сталин отца Георгия душевно, вспоминали прошлое, пили грузинское вино, пели песни, а уже когда расставались, Сталин подергал за лацкан серого пиджачка.
— Меня боишься… А Его — не боишься? — и показал рукой на небеса.
В 1922 году вместе с Орджоникидзе Сталин заехал в Гори отведать свою мать. После обычных взаимных расспросов о том, о сем, его мать — Екатерина Георгиевна неожиданно задала вопрос: «Сынок, на твоих руках нет царской крови?» (Речь шла о гибели императора Николая Романова и его семьи — В.С.) Сын прямо посмотрел в глаза матери. «Вот тебе крест, истинно нет!» — ответил Сталин и в присутствии многих перекрестился. Изумленному Орджоникидзе он сказал: «Она же верующая. Дай Бог, чтобы наш народ так поверил в марксизм, дай Бог!»
Сталину приписывают страшное святотатство: борьбу с религией и разрушение десятков тысяч православных храмов. Никто не будет спорить, что Сталин был атеистом, но никто не докажет, что он был инициатором уничтожения православных святынь. Разрушение храмов приписывают Кагановичу. Под видом реконструкции Москвы он давал указания сносить многие исторические памятники Москвы, в том числе знаменитый храм Христа Спасителя, Сухареву башню, Страстный монастырь, Иверские ворота, церковь Параскевы Пятницы (17 век), древний Симонов монастырь и многие другие.
Но и здесь не все так, как нам преподносят. Известно, что в 30-е годы Москва строилась невиданными темпами, за четыре года ее население возросло более чем на миллион жителей (тогда кого уничтожал Сталин? — В.С.). Нужны были развязки дорог. Большевики тогда учитывали, что в перспективе на улицах Москвы будут сотни тысяч автомобилей, а Сухарева башня стояла в эпицентре этого движения. Ее расположение создавало трудности — здесь ежедневно, из-за этого погибало под колесами транспорта 8-10 человек. По заключению архитекторов башня пришла в крайне ветхое состояние — вдоль и поперек вся была в трещинах. Капитальный ремонт требовал огромных затрат и усилий. Большинство архитекторов было за снос башни.
Когда реконструировали Красную площадь, Сталину принесли макет ее будущего. Внимательно со всех сторон он разглядывал детали макета. Увидев, что здесь отсутствует собор Василия Блаженного, Сталин недовольным тоном приказал:
— Поставьте на место!
Знаменитый памятник русского зодчества был спасен.
Как свидетельствуют источники до революции, в Москве было 460 православных церквей. На 1 января 1930 года их осталось 224. Десятки тысяч храмов были разрушены в городах и селах российско-советской империи. Основатель «Союза воинствующих безбожников» известный борец с православной верой Ярославский Миней Израилевич требовал снять колокола с церквей, они ему, видите ли, по утрам спать мешали. Никто другой, как носители чужого духа и чужой веры яростно боролись с христианской религией.
Бога нет, царя нет — значит нет и православия. Теперь можно делать все, что угодно, благо, что звериного в русских душах и так было много. Но коммунистические постулаты кровно переплетались с учением Христа, с воззрениями богословов раннего русского христианства. К примеру, православие всегда презирало мир вещей, денег и всегда стремилось в бескрайность бытия — в Вечность. Народ этих тонкостей может и не понимал, но суть понятий воспринимал и чувствовал близко, и потому предложенная большевиками идеология была им принята.
Почему Советская империя рухнула? Да потому, что Запад, начиная с правления Хрущева, всеми силами повел наступление, прежде всего, на православие, стал подрывать его корни, топтать нашу веру и навязывать народу чужеродную, губительную религию. А пришедшие после Сталина туполобые правители, естественно, не смогли противостоять напору Запада. И вера начала слабеть, народ стал деградировать. Разрушив веру — победили народ, раскололи Великую Империю. Запад сейчас торжествует — ему удалось разделить православный оплот — Украину и Россию.
Пришедший на престол Хрущев явно шел на поводу иноверцев — он так же как и они остервенело боролся с православием. Он был врагом православия, почище чем Ярославские, Кагановичи, Троцкие. Это по указанию Хрущева были взорваны знаменитые Преображенский собор в Москве, Гродненский собор, церкви в Николаевской области, Витебске, Челябинске, Донецке, Полтаве, Кишинёве, в Чернигове, ряд знаменитых церквей в Харькове, Киеве, Могилеве, Брянске.
В Москве снесены храм Ржевской Богоматери (XVIII века), храм Иоакима и Анны, Грузинской Богоматери с Покровским приделом, Храм Святого Николая, храм Тихвинской Богоматери XVIII века. В Ленинграде — Греческая церковь, церковь Святого Николая на улице Марата, храм Святой Троицы. Закрыли соборы епархий в Кишиневе, Черновцах, Виннице, Ровно, Риге, собор Святых Петра и Павла в Гомеле, собор в Красноярске.
В моем родном селе стояла огромная церковь, построенная еще в XVIII веке. Ее звонница, купола, колонны со всех сторон напоминали собор, — позже я редко, но встречал такие храмы в городах и весях России. В начале 1955 года по селу разнесся слух — будут ломать церковь. Народ сбежался к храму, заволновался. Хотя церковь не действовала с тридцатых годов, но многие крестьяне постоянно находили повод пройти мимо и осенить ее и себя крестным знамением. «Безбожники! Ироды! Зачем ломаете?» — кричали из толпы. Председатель сельисполкома, понимая, что для него эта акция может кончиться плохо, переговорил с местными активистами. Естественно, нашел среди них поддержку. После этого он обратился к селянам.
— Граждане! Не я это решил. Никита Сергеевич поставил задачу поднять животноводство. Стройматериала у нас нет. А тут стоит такая коломбина…
Крестьяне подходили к председателю, пытались его переубедить. — «Не я инициатор, — доверительно пояснил он, — а председатель райисполкома Берк…» И он махнул рукой в сторону районного поселка. Церковь продолжили ломать. И даже не ломать, а терзать, но ни одного целого кирпича добыть не удалось — его буквально вырубали кирками, ломами. Три года рушили и получили один щебень. Верующие с горечью злорадствовали: «Так вам антихристы и надо!» Но дальше и вовсе началась непонятная трагедия, которую и сейчас, прежде чем рассказывать, крестьяне крестятся, глядя в ту сторону, где стоял когда-то красавец — храм. После того, как от церкви остался изуродованный фундамент, с инициаторами, исполнителями и даже с их детьми начало твориться что-то ужасное. Эти люди стали погибать при странных обстоятельствах, спиваться, кончать жизнь самоубийством. Мистика? Реальность!
Я подрос, и мать, вспоминая эту жуткую историю, говорила, что бог наказал тех людей.
Еще в начале тридцатых Сталин, высказывая свое отношение к крестьянству, ясно дает понять свое отношение к религии: «Кому нужны чиновничье декретирование, недостойные угрозы по отношению к крестьянам? Никому, кроме наших врагов! Я уже не говорю о тех, с позволения сказать, «революционерах», которые дело организации артели начинают со снятия с церквей колоколов. Снять колокола, подумаешь, какая революционность!..»
Известно, что Ленин был воинственным атеистом и его политика против православия носила непримиримый характер. Не в пример Ленину, Сталин не высказывал критическое суждение о религии.
Более того, по отношению у церкви он проводил умную государственную политику.
Выписка из протокола заседания Политбюро ЦК от 11.11.1939 г.
В отношении к религии, служителям Русской Православной Церкви и православно верующим ЦК постановляет:
- Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследование верующих.
- Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованных пред. ВЧК товарищу Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной Церкви и православно верующих, — отменить.
- НКВД произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанных с богослужительской деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам…
Секретарь ЦК И.Сталин
Приемный сын Сталина Артем Сергеев вспоминал: «Я вообще не слышал от Сталина ни одного плохого слова в адрес церкви и веры. Помню такой случай в 1931 или 33-м. Напротив школы, где учился Василий (сын Сталина), во 2-м Обыденском переулке был храм. Как-то, когда там шла служба, мальчишки рядом пробовали стрелять из пугача. Василий в этом участия не принимал, но рассказал отцу об этом случае. Сталин спрашивает: «Зачем они это сделали? Там же молящиеся, вам учиться не мешают. Почему же вы мешаете им молиться?» Далее он спросил Василия: «Ты бабушку любишь, уважаешь?» Тот отвечает, мол, да, очень, ведь это твоя мама. Сталин говорит: «Она тоже молится». Василий: «Почему?» Отец отвечает ему: «Потому, что она, может, знает то, чего ты не знаешь».
Отношение Сталина к церкви возможно изменилось 4 ноября 1941 года, в самое трудное для Москвы и страны время. В этот день в Елоховском соборе состоялась литургия в день праздника иконы Казанской Богоматери. Народу скопилось — тьма. Диакон — отец Иаков Абакумов, родной брат начальника СМЕРШа, заместителя Берия, красивым баритоном произнес многие лета Сталину: «Да ниспошлёт Божия милость и защита нашему народу, да осенит воинское знамя наших полков и приведет их к победе над супостатом. Богохранимой стране Российской, властям и воинству ея и первоверховному вождю Иосифу Сталину — многие лета!» Пауза. И вдруг грянуло, и потрясло храм многотысячное: «Многие лета!» Литургии состоялись и в других храмах Москвы. О молебствиях в Москве доложили Сталину. В эти минуты он изменил привычке слушать докладчика, расхаживая по кабинету, он молча сел на последний стул за длинным столом. Эта информация придала эмоциональную своеобразность его речи 7 ноября 1941 года.
Сталин высоко оценил патриотическую роль церкви в войне и многое тогда сделал, чтобы она почувствовала доброе к себе отношение со стороны государства.
5 сентября 1943 года он встретился с известными религиозными деятелями страны — с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием, Экзархом Украины митрополитом Николаем. Беседа длилась несколько часов. Сталин говорил, что русская православная церковь не раз вносила огромные денежные вклады на оборону страны, покупала целые танковые колонны, авиаэскадрильи, передала немало ценностей в фонд государства. Священники внесли немалый вклад для укрепления веры народа в победу над врагом. На оккупированной территории они с оружием в руках борются с захватчиками. Высокопоставленные иерархи были приятно удивлены речью Сталина. В результате этой встречи было принято общее решение провести Собор епископов, где избрать Патриарха Московского и всея Руси и образовании при Патриархе Священного Синода. Было решено открыть в стране ряд религиозных учебных заведений. Сталин пообещал передать десятки помещений на эти цели, оказать финансовую помощь со стороны государства. И он свои обещания полностью выполнил.
Он вернул России православие, — открыл 14 тысяч храмов, 85 монастырей, 8 духовных семинарий, 2 духовные академии, в том числе, сразу после войны были построены храмы в Москве: Малый собор, Трапезный храм, Всесвятский, Введенский, Скорбященский, Троице-Сергиевская лавра. Сталин берёт под контроль открытие Московской и Ленинградской духовных академий. В восьми областных центрах, симметрично по территории СССР, были открыты духовные семинарии. Это он создал Всеславянский комитет и журнал «Славяне».
Крупный ученый, медик и богослов архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был интересной личностью. Он многое в жизни перенес. Был честен перед собой и Богом. Его не раз предавали близкие, в том числе и сыновья. Он сидел в лагере, но не отрекся от своей веры. А еще он был очень одаренный врач. В годы войны он многое сделал в области гнойной хирургии. В проповеди перед прихожанами он сказал: «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину». Неподкупный епископ называл Сталина «богоданным вождем».
Да, война очень изменила отношение Сталина к церкви, а возможно и к вере в Бога. При первой встрече Черчилль спросил Сталина, сможет ли он простить ему его роль в интервенции Антанты против Советов в Гражданскую войну? Сталин помолчал и ответил: «Всё это в прошлом. Не мне прощать, Бог простит». Как позднее писал Черчилль: «Возможно, это заявление было искренним». Голованов рассказывал: «Сталин не был воинствующим безбожником. Может сказалась его духовная семинария? Часто, закругляя разговор, он говорил: «Ну, с Богом!», «Ну, дай Бог!» или: «Помоги, Господь!» Когда же он узнал, что многие попы ушли в партизаны, и среди них есть даже начальники штабов отрядов, у него искренне вырвалось: «А мы храм Христа Спасителя взорвали!»
Будут открыты еще тысячи храмов. Сталин отдаст распоряжение вернуть православных священников из тюрем и лагерей, даже тех, кто выступал против Советской власти, но оставался патриотом страны.
Это так! Он не был воинственным безбожником, был не против религии, но был против поповщины. О том, что многие церковники выступили против советской власти — это известно. Они организовывали саботажи, распространяли панические слухи, поддерживали заговоры, мятежи, сами возглавляли банды. Антисталинисты пишут, что НКВД уничтожила 360 тысяч священнослужителей, а статистика утверждает, что в то время в России было всего 110 тысяч церковнослужителей. Что-то не вяжутся цифры.
Русский человек всегда разграничивал свое отношение к церковнику и свое отношение к вере в Бога. Церковь — еще не религия, еще не вера. Когда свершилась Октябрьская революция, народ всю свою злобу, копившуюся веками, выместил на жандармах и помещиках. Затем стоило только большевикам провозгласить об отделении церкви от государства и ленинское «религия — опиум для народа!» — как народ начал крушить церкви и смертным боем бить попов. Почему? Да потому, что в сознании русского народа церковники — попы чаще ассоциировались с хапугами, обманщиками, сластолюбцами, искусителями при южанок, о чем ходит масса анекдотов.
На празднование 2000-летия рождества Христова в Вифлием прибыл отставной Ельцин. Высшие иерархи церкви его встречали с почестями равными пришествию Христа народу. Иерусалимский Патриарх Диодор I вручает Ельцину Звезду кавалера Ордена Гроба Господня. Какой грех может быть больше?: Что может быть кощунственней этого фарисейства?! Меня успокаивает лишь то, что церкви неизвестно было, что это тот Ельцин, который развалил великое государство, пустил по миру десятки миллионов русских людей-изгоев, расстрелял законно избранный парламент, развязал нескончаемую войну внутри России, погубил сотни тысяч своих граждан, снес Ипатьевский дом, где была загублена канонизированная царственная семья Романовых…
Но вернемся к Сталину. В детстве мне рассказывали родственники — участники войны, что Москву спасла Казанская Божья Мать. Бойцы и командиры, коммунисты и комсомольцы целовали Чудотворную и воодушевленные шли на битву с врагом. Эта икона была в осажденных Ленинграде и Сталинграде. Когда Сталин узнал об этой инициативе русских священников, он распорядился всячески способствовать крестному ходу, особенно под Москвой в грозные дни 1941 года.
Митрополит гор Ливанских Илия двое суток без сна и еды стоял на коленях в подземелье Храма и молился о спасении России, о ее победе над врагом. И пришло ему видение в ярком образе Пресвятой Богородицы, и передала она напутствие драться и не сдавать Ленинград, Москву и Сталинград. И пусть икона Казанской Божьей Матери осенит русских воинов в их святом ратном деле! Митрополит описал подробно это удивительное видение. И это письмо было направлено в Москву к Сталину. Говорили, что Верховный, прочтя письмо митрополита, был сильно взволнован.
Его обожествляли не только в Советской стране. В Южной Италии на берегу Адриатики есть область Апулия. Здесь много церквей. А в них наряду с иконами многих святых висели портреты Сталина. И трудно было понять кому больше крестьяне молились — то ли Богу, то ли Сталину, разгромившего фашизм.
В годы войны широко публиковалась речь Патриарха Александрийского Христофора, где есть такие слова: «Маршал Сталин… питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится. .. Маршал Сталин, Верховный Главнокомандующий, под руководством которого ведутся военные операции в невиданном масштабе, имеет на то обилие Божественной благодати и благословения, и русский народ под гениальным руководством своего великого вождя с непревзойденным самоотвержением наносит сокрушительные удары своим вековым врагам».
Я не встречал сталинских публичных выступлений против церкви. И не потому ли, что она поддерживала Советскую власть? Я видел похороны патриарха всея Руси Алексия I в Москве в 1971 году и заметил у него четыре ордена Трудового Красного Знамени, другие советские награды, полученные им при Сталине.
В речах и беседах Сталина нередко встречалось выражение: прошлое принадлежит Богу. Что он имел ввиду, этот правитель и человек не от мира сего? По земным меркам он был слишком умным, чтобы не признать свою вину и покаяться перед Богом. Но и намека не было на такое раскаяние. Он был уверен, что суд людской будет исходить из множества субъективных человеческих умозаключений и будет неправым.
Совсем недавно церковный писатель и проповедник Д. Дудко написал статью «Из мыслей священника о Сталине». Когда-то, в сталинские времена, он сидел в тюрьме и раз, и второй. Привожу некоторые положения этой статьи.
«Теперь вот настало время реабилитировать Сталина. Впрочем, не его только, но само понятие государственности. Сегодня мы воочию можем видеть, какое преступление есть без государственности и какое благо — государственность! Как не кричат, что в советское время много погибло в лагерях, но сколько гибнет сейчас без суда и следствия, безнаказанно, безвестно ни в какое сравнение не идут те жертвы. Ограбленный и обманутый народ теперь вздыхает: был бы Сталин, не было б такой разрухи.
Но эта реабилитация, так сказать, с человеческой точки зрения, а мне предстоит — с духовной, поскольку я священник.
Начну сразу с вопроса. Что лучше — «деспотизм» сталинских времен или демократия нашего времени? — Сталинцы, скажите, — тот же деспотизм, подавление свободы, принижение личности. Либерализм, демократия — значит полные права, полная свобода всего и вся.
Нет, господа, перед жестокостью демократии бледнеет всякий деспотизм. Скажите, пожалуйста, когда было больше обездоленных, заключенных, пусть и не в тюрьмы, когда преступность и безнравственность имела такую свободу на улицах и на телевидении, в печати и без печати? Когда еще, в какие времена весь народ, за исключением немногих, сидел на голодном пайке? Когда и какие правители с таким цинизмом, как теперь, разрушали собственную экономику в угоду более сильному соседу?
Но как всё это, что я говорю, сообразовать с христианскими понятиями, спросят у меня? Христианство, что ли, атеизмом поддерживается? Ведь при сталинском деспотизме все было опутано атеизмом. Атеизм был везде и всюду.
Но, видимо, не случайно философ Н. Бердяев говорил: атеизм — это дверь к Богу с черного хода… Да, как ни покажется странным, но в русском атеизме-социализме есть и православная традиция, поэтому коммунистическое движение в России вписывается в русскую историю. Это часть нашей истории, которой не вычеркнуть.
.. .А вот будет ли сегодняшняя демократия частью нашей истории, хотя бы потому, что она, не посоветовавшись с Западом, ничего не предпринимает? Это чуждое явление для России!
Сталин был деспот, да, но он был ближе к Богу. Хотя бы потому, что атеизм — дверь с черного хода. Демократы, как не объявляют себя верующими… они верующие, только в золотого тельца, в бизнес, в Мамону… А в Евангелии прямо сказано: не можете служить одновременно Богу и Мамоне!
.. .Да, Сталин нам дан Богом, он создал такую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить. И поверженной ее боятся хваленые капиталистические страны. И то, над чем смеялись постоянно: вставил, мол, решетку. Мол, Царь Петр прорубил окно в Европу, а Сталин закрыл ее. Значит, правильно делал (мы далеки от мысли — чтоб не сообщаться с Западом), при нем мы не видели такого морального разложения, такой преступности, которую видим сейчас, когда выбросили эту решетку.
Так что, если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники.
…Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.
Чур, перекрестись… — да, я это слышу, кому кланяешься, мол, не Антихристу ли?
А вот вам я задам вопрос. Антихрист придет от атеистов или верующих? В том-то и дело, что от верующих, на Библии будет клясться. Поэтому я утверждаю, как по Евангелию: один сказал пойду и не пошел, другой сказал: не пойду и пошел.
Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он — верующий человек, это можно было бы показать на фактах, если бы не рамки нашей статьи. Не случайно в Русской православной Церкви ему пропели, когда он умер, даже вечную память, так случайно не могло произойти в самое «безбожное» время. Не случайно он и учился в Духовной Семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему ее приобрести. А мы этого не понимаем… Но самое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о России».
В.Ф. Седых