Все, кто его знал близко, делали однозначный вывод: Сталин никогда не терял попусту время, будь-то застолье, прогулка или официальная встреча. «Время! Время не терпит — иначе они нас проглотят» — говорил Сталин. Он спешил, зная, что впереди страну ждут грозные времена. «Кадры решают все!» — этот лозунг приписывают Сталину. Пусть будет так. Он готовил военные кадры — присматривался, наводил справки, проверял в работе. Умные, грамотные организаторы обеспечат могущество страны, считал он. В России было много дури. Но Россия всегда держалась на самородках, редких талантах, блистательных умах. А он, имея дар психолога, среди глупых и посредственных сразу распознавал людей умных и талантливых. Заметив даровитого, с чертами дерзновенного человека, он всячески его поддерживал и выдвигал на ответственные посты. И неудивительно, что у Сталина были тридцатилетние наркомы (министры — В. С.). Это тот возраст, когда и энергии хоть отбавляй и стремление оставить в истории след.
А. И. Шахурин был человек молодой, смелый, не уходил от трудностей, брал на себя ответственность. И он был избран секретарем Горьковского обкома партии. Сталин заметил талантливого руководителя и назначил его наркомом авиапромышленности. Не успев Шахурин разобраться с делами, как был вызван к Сталину. Что называется с порога, Сталин резко обрушился на него с упреками. Почему не делается то, почему это, почему на этом заводе беспорядки, почему плохо работает тот завод? И еще десятки «почему». «Я настолько опешил. — вспоминал Шахурин, — что еле вымолвил:
— Товарищ Сталин, вы может быть, упустили из виду, что я всего несколько дней на этой должности?
И услышал в ответ:
— Нет, нет, нет. Я ничего не упустил. Может быть, вы мне прикажете спрашивать с Кагановича (брат Лазаря Кагановича — В. С.), который был до вас на этой работе? Или чтобы я подождал год или полгода? Или даже месяц? С кого я должен спрашивать, что делается не так в авиапромышленности и не в таком темпе?»
Совершенно пораженный сначала этим разговором, после раздумий я понял, что Сталин не только хотел с меня спросить, но и хотел, чтобы я так же спрашивал с других — требовательно, со всей твердостью подходил к вопросам, которые решала в то время авиаиндустрия».
Впереди была война и Сталин учился военному искусству. Учился постоянно и настойчиво, не удовлетворялся мнением маршалов, командармов, комкоров и не стеснялся обратиться за опытом к любому знающему офицеру Генштаба. На одном из совещаний с военными в 1940 году Сталин обсуждал вопрос совершенствования планирования боевой и оперативной подготовки Красной Армии. Он свободно оперировал данными, деталями этой темы, ссылался на проведенные неудачные операции только что закончившейся войны с белофиннами.
— А теперь послушаем профессионалов из Шапошниковой школы. И поднимает полковника А. М. Василевского, только что назначенного заместителем начальника Оперативного управления Генштаба. Для присутствующих было ясно, что Сталин проверял правильность своей концепции, своих взглядов на укрепление обороны страны.
Иосиф Виссарионович очень болезненно реагировал на равнодушие руководителей к учебе, к самообразованию. После парада 7 ноября 1940 года он пригласил к себе на обед членов правительства. Присутствовал здесь и Георгий Димитров — известный в то время болгарский революционер.
Болгарин записал в своем дневнике выступление Сталина на этом обеде. Приводим отрывок из дневника Г. Димитрова:
«Зашел разговор о гражданской войне на Южном фронте (разногласия между Сталиным и Троцким).
Спросил (Г.М. Димитров — В.С.) Иосифа Виссарионовича, по какому признаку происходил подбор руководящих кадров.
Иосиф Виссарионович: Троцкий держался за старых офицеров, специалистов, которые часто изменяли. Мы, наоборот, подбирали верных революции людей, связанных с массами, преимущественно унтер-офицеров из низов, хотя и ясно осознавали значение честных специалистов.
Владимир Ильич вначале был склонен думать, что я отношусь наплевательски к специалистам. Он вызвал меня в Москву. Троцкий и Пятаков старались доказать это и заступались за двух специалистов, снятых мною. Как раз в этот момент получили сообщение с фронта, что один из них предал, а другой — дезертировал. Ильич, прочитав эту телеграмму, изобличил Троцкого и Пятакова, признал правильность наших действий…
Нас история разбаловала. Мы получили сравнительно легко много успехов. Это и создало у многих чувство самодовольства, опасного самодовольства. Люди не хотят учиться, хотя и условия для учебы у нас прекрасные. Думают, что раз они из рабочих и крестьян, раз у них руки мозолистые, они уже все могут — незачем им дальше учиться и работать над собой. Между тем — настоящие тупицы.
У нас много честных, храбрых людей, но забывают, что храбрость одна далеко не достаточна, нужно знать, уметь.
«Век живи, век учись!».
Необходимо постоянно учиться и каждые 2-3 года переучиваться. Но у нас не любят учиться. Не изучают уроков войны с Финляндией, уроков войны в Европе.
Мы победили японцев на Халхин-Голе. Но наши самолеты оказались ниже японских по скорости и высотности.
Мы не готовы для такой войны, которая идет между Германией и Англией.
Оказалось, что наши самолеты могут задерживаться только до 35 минут в воздухе, а немецкие и английские по несколько часов!
Если наши воздушные силы, транспорт и т.д. не будут на равной высоте наших врагов (а такие у нас все капиталистические государства и те, которые перекрашиваются под наших друзей!), они нас съедят.
Только при равных материальных силах мы можем победить, потому что опираемся на народ, народ с нами.
Но для этого надо учиться, надо знать, надо уметь.
Между тем, никто из военного ведомства не сигнализировал насчет самолетов. Никто из вас не думал об этом.
Я вызывал наших конструкторов и спрашивал их: можно ли сделать так, чтобы и наши самолеты задерживались в воздухе дольше? Ответили: можно, но никто нам такого задания не давал! И теперь этот недостаток исправляется.
У нас теперь пехота перестраивается, кавалерия была всегда хорошая, надо заняться серьезно авиацией и противовоздушной обороной.
Этим я сейчас каждый день занимаюсь, принимаю конструкторов и других специалистов.
Но я один занимаюсь всеми вопросами. Никто из вас об этом и не думает. Я стою один.
Ведь я могу учиться, читать, следить каждый день; почему вы это не можете делать? Не любите учиться, самодовольно живете себе. Растрачиваете наследство Ленина.
(Калинин: Нужно подумать насчет распределения времени, как-то времени не хватает!).
Нет, не в этом дело! Люди беспечные не хотят учиться и переучиваться. Выслушают меня и все оставят по-старому. Но я вам покажу, если выйду из терпения (Вы знаете, как я это могу). Так ударю по толстякам, что все затрещит.
Я пью за тех коммунистов, за тех большевиков — партийных и беспартийных (беспартийные большевики обыкновенно менее самодовольны!), которые понимают, что надо учиться и переучиваться».
Впоследствии Сталин признавал многие допущенные им ошибки, но он не жалел о репрессиях среди военных и никогда не вспоминал об этом — был уверен в справедливости той акции. Перед войной не хватало командных кадров, что объясняется не столько репрессиями, сколько ростом численности Красной Армии в три предвоенных года. Если в 1938 году в ее составе был 1,5 млн. солдат и офицеров, то на 1 января 1941 года — почти 5 млн. человек.
Перед войной Красная Армия имела в своих рядах 680 тысяч командиров, потери же от репрессий составили менее 2%. И как ранее отмечалось, большинство уволенных были отнюдь не лучшими кадрами.
В 1945 году Геббельс приходит к выводу: «Сталин еще в середине 30-х годов уже видел год сорок пятый, и он был прав, что сделал чистку командного состава своей армии».
После репрессий среди военных, Сталин внимательно присматривался к армейским кадрам, брал их на заметку и следил за их продвижением. В поле его зрения были Жуков, Конев, Ватутин, Василевский, Попов, Павлов, Батов и многие другие. Сегодня продолжает кочевать хрущевская выдумка об уничтоженных подчистую командармах, комкорах, комдивах, армейских, корпусных, дивизионных комиссарах. Но достаточно почитать Историю Великой Отечественной войны и там встретите фамилии командующих фронтами, армиями, корпусами, тех, кто воевал в гражданскую, кто имел звания командармов, комкоров, комдивов и т.д. Это — Городовиков, Локтионов, Тимошенко, Ефремов, Мерецков, Смородинов, Качалов, Букштынович, Апанасенко, Пуркаев, Конев, Болдин, Шапошников, Тюленев, Ватутин, Кузнецов, Голиков, Попов, Грендаль, Лукин, Красовский, Петров, Рейтер, Воронов, Черевиченко, Федоренко и другие.
В 1940 году 1056 высших командиров получили воинские звания генералов и адмиралов. Выступая на одном из совещаний в 1940 году, Сталин привел такие данные: «Командующие войсками округов и армий — это на 100% исключительно опытные в военном отношении генералы — участники гражданской войны, служащие в Вооруженных Силах не менее 20 с лишним лет. 89% командующих войсками, 53% членов Военных Советов округов, 71% командующих армиями, 65% членов Военных Советов армий, 88% начальников штабов округов и 100% начальников штабов армий имеют высшее военное образование». Эти данные подтверждаются документами. На кого рассчитаны байки, что в 1940 году лейтенанты сплошь командовали дивизиями, а капитаны армиями? Будущий маршал авиации Е. Савицкий в 1941 году был капитаном. За два месяца до войны он был назначен командиром авиаистребительной дивизии. И командовал неплохо. Умение руководить частями и соединениями конечно же зависело от знаний, от ума, таланта и наличия опыта. Нельзя по единичным случаям делать обобщения.
А Сталин требовал от своей разведки всё новые и новые данные о гитлеровской армии. И ему в деталях докладывали о гармоничности мощного, маневрированного вооружения Вермахта с высокоэффективной системой управления, оснащенной современными средствами связи и разведки. Каждая немецкая дивизия имела 400 — 500 радиостанций и эскадрилью разведсамолетов, т.н. «рамы», что обеспечивало быстрое реагирование на обстановку, создание значительного перевеса сил на поле боя. Немецкие полководцы Манштейн и Гальдер уже после войны утверждали, что никакая оборона не в состоянии остановить немецкие танковые клинья. В 1941 — 1942 гг. оно так и было.
Сталин внимательно изучал опыт войны в Европе и осознавал силу немцев, — остановить их в приграничном сражении будет невозможно. И он отказывается от собственной военной доктрины ответного удара. И быстро реагирует— подряд принимается семь правительственных постановлений, разрабатывается новый оперативный план. Основной упор делается на производстве боевых самолетов новой модификации. Предусматривалось выпускать в 1941 году и первом квартале 1942 года свыше 23 тысяч самолетов, в том числе свыше 12 тысяч новейших истребителей, пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2 — около 2,7 тысяч, штурмовиков ИЛ-2 свыше 2,5 тысяч.
Планировалось сформировать десятки механизированных корпусов, имеющих на вооружении современные танки. Он не успеет хорошо обучить эти соединения, но в первые дни войны они резко замедлили победное шествие гитлеровского «блицкрига», особенно на Юго-Западном фронте. Здесь из 8 корпусов 4 были боеспособными, и они приняли весь удар на себя.
Для осуществления мер Оперативного плана Сталин создает рабочую группу в составе Тимошенко, Жукова, Рыгачова, Жихарева, Буденного, Кулика, Ватутина, Мерецкова.
Но будет правдой, что Сталин не успел решить многие проблемы. Перед войной был озабочен тем, что многие командующие округами и корпусами не умеют управлять всеми видами войск сразу. И не напрасно он тревожился — в 1941 году Павловы и Кирпоносы не смогли охватить объем руководства войсками.
В.Ф. Седых