Прижизненное восхваление его не знало меры, очернение его сегодня не знает границ. Так уж у нас исстари повелось — любовь или ненависть, гений или злодей — середины нет. Этому не следует удивляться, мы никогда не отличались христианской моралью — мы христиане только в храме. А выйдя оттуда, вся наша святость сразу улетучивается. Жили и живем мы по обычаям языческой веры. Нам не позволили генетически сформироваться в талантливую общность, гордую и сильную духом нацию. Из тысячи лет, как мы приняли христианство, семьсот лет были сплошные войны, смуты, длительные вражеские нашествия… Православная идеология навязывалась нам насильно, и она так и не вошла в кровь и плоть народа.
Великий русский ученый Павлов говорил, что у русского народа, «осталось то же невежество, какое и было сотни лет тому назад».
Для русского народа крайне необходима организация сверху. У него отсутствует самодисциплина, свойственная другим нациям. Русские тогда талантливы и храбры, когда они ходят под вождем, чувствуют его сильную руку.
Русские всегда любили жестокую власть, и нравы у них были жестокие, и они всегда брали верх над законами. В нашей истории сильные личности во главе народа — это и был закон.
У этого народа крепко укоренилось суеверное представление о мессии, исключительности, богоизбранности, допустимости распоряжаться судьбой человека.
И этому тоже не приходится удивляться, в России веками правил самодержец. Среди забитого населения осталась незыблемая вера во всемогущество правителя, остался глубокий след культовых традиций и настроений.
Чувствуя свою греховность, народ обращал свои взоры на царя, как защитника и хранителя веры, оплот православия и даже наместника Бога на земле. Потому Россию можно скорее представить без народа, нежели без царя. Это ярко проявляется, когда умирает правитель, особенно если это сильная личность, тогда народ теряется, становится беспомощным и с тревогой ждет, что же будет дальше. Не дай бог, если руководитель проявит какую-то неуверенность или слабость — тогда народ начинает волноваться и выходить из-под повиновения, становится неуправляемым. Вот тогда для государства возникает опасность развала и даже его гибели. Слепая вера в непогрешимость, божественное величие и божественные полномочия вождей у язычников была недолговечна и переплеталась с необузданными порывами и кровавым разгулом.
Язычество проявлялось в самых отвратительных формах: в жестоких междоусобицах, смуте, в убийствах своих идолов — царей Петра III, Павла I, Николая II, многих видных государственных деятелей Российской империи.
И вот наступила новая эра, и казалось, Всевышний озарил наш народ благодатным светом, вдохнул в него веру в собственное будущее и величие. В умах и душах его уже формировалась новая психология и православная нравственность.
И на удивление всему миру, в битвах и созидании этот народ показывал фантастические возможности — он стал творцом новой цивилизации. Но затем на престол взошли невежественные, продажные владыки. И люди оказались жертвой их жестокого обмана и бездарного правления. Теперь, загнанный в темные пещеры истории, нищий, униженный народ ждет прихода правителя, имеющего великий ум и волю к возрождению народного Христианства.
После смерти Сталина прошло полвека, а в народе так и не сложились демократические традиции. Тоска по сильной личности не только не исчезла, а еще больше усилилась.
Отнюдь я слепо не восторгаюсь Сталиным — мое отношение к нему прошло через психологические потрясения, размышления, через поиск истины. Глубоко уверен, что любой честный исследователь придет к такому же выводу, на имени Сталина много лжи и клеветы. Но пройдет еще немного времени, и с высоты нашей истории мы придем к философскому пониманию: великие дела — великой кровью совершались. И мыслители мира, свободные от лицемерия, напишут правдивую историю о своих вождях, об их произволе, насилии, злоупотреблении властью. И мало найдется лидеров государств, чье правление не вызовет отвращения. Франция, к примеру, тоже всегда имела такую же деспотию, как и в восточных, азиатских странах, но никому и в голову не приходило шельмовать королей Людовиков или Бонапарта, у которого руки повыше в крови, чем у наших правителей. А российская история? Иван Грозный свирепо управлял народом, но язык не поворачивается его осудить. Этот правитель своей железной волей впервые заставил считаться Запад с феодальной Русью. Он огнем и мечем завершил двухвековое объединение Руси вокруг Москвы.
Петр I — тиран, жестокий самодержец, чинил дичайшее самодурство. При нем было более девяносто деяний, за совершение которых он установил смертную казнь. При нем погиб почти каждый третий россиянин. По выражению Льва Толстого «Был осатанелый зверь…» И он Петр Великий!?
И вот теперь Сталин. Пока я не вижу его судей. Такие великие личности не подсудны суду людскому. Разбираясь до тонкости в психологии народа, Сталин знал, что после революции этот народ остался без веры, с опустошенными душами. И он сумел заполнить этот вакуум, понимая главное: народ желает иметь сильную власть, сильного вождя, боится демократии, самостоятельно не может ею пользоваться. В российской истории было немало таких примеров. Александр II дал свободу крестьянам, а они были этим очень недовольны. И в конце концов он был убит. Столыпин дал экономическую свободу — и вновь недовольство. И он тоже был убит.
Да, Сталин знал, какая власть нужна русскому народу, знал, что только такая власть даст ему веру. Сам он был привержен одной идее и она передалась его народу. Именно вера в идеалы была первичной, без нее не делается ни одно праведное дело. Он знал, что законы без нравов ничто, как и нравы без веры. В истории сохранилось одно парадоксальное высказывание Гитлера накануне войны: «После победы над Россией было бы лучше всего поручить управление страной Сталину, конечно, при германской гегемонии. Он лучше, чем кто-либо другой, справится с русскими». Но стоило на смену Сталину прийти правителям, в душе которых не было ничего святого: ни веры в коммунизм, ни в социализм, ни в капитализм, как эта бездуховность обернулась трагедией для народов бывшего Советского государства.
Знаток дремучей русской души, Сталин хорошо знал о нравственной ущербности людей. В 1943 году, после большого совещания, уже в поздний час, Сталин пригласил присутствующих к себе на квартиру перекусить. Шла война, и рассиживаться в застольях было некогда. Но здесь ужин немного затянулся. Сталин шутил, смеялся. Его хорошее настроение объяснялось успешным наступлением Красной Армии. Но в конце встречи, он надолго задумался, а потом вдруг произнес слова, от которых присутствующие были в прямом смысле потрясены.
«Когда я умру, — сказал Иосиф Виссарионович — на мою могилу нанесут много мусора. Все на товарища Сталина спишут. Кто-нибудь самый хитрый. Этот хитрый будет с трибуны все валить на товарища Сталина. А другие приятели товарища Сталина будут сидеть в президиуме и громко аплодировать, но ветер истории безжалостно развеет этот мусор с моей могилы».
Пророчество Иосифа Сталина стало сбываться. Несмотря на злобную ложь недругов нашего прошлого, — история восстанавливает его в правах. В ряде стран мира не обращают внимание на сегодняшний маразм в России, Украине и по-прежнему считают его великим деятелем на земле.
В.Ф. Седых