В 1922 году Ленин писал: «азбучная истина марксизма говорит: победа социализма требует совместных усилий рабочих нескольких передовых стран». То есть, по Ленину — социализм не может победить в одной стране. Интересно, что и Сталин еще в 1924 году считал, что усилия одной страны, крестьянской страны, недостаточны для того, чтобы построить социализм… Его относят к категории догматиков, что лишний раз свидетельствует об отсутствии у авторов элементарных знаний о сталинской эпохе и этой личности. Несколько позже он критикует пророчество Маркса и Энгельса о совершении революции в группе развитых стран и доказывает, что это могло произойти в домонополистический период. Да, он часто ссылался на Маркса, Энгельса, Ленина, но не чаще, чем мы ссылаемся на Иисуса Христа, Магомета, на Талмуд, Коран… От сотворения грешного мира — мы все догматики. На ХVIII-м съезде Сталин уже высказывает мысль о строительстве социализма в одной стране. Почему он, будучи реалистом, грамотным, убежденным марксистом, сделал такое заявление? Я не ставлю цель объяснить это противоречащее марксизму- ленинизму положение, но думается, это был стимулирующий пропагандистский шаг. Суть же социализма была сформулирована им с предельной лаконичностью: «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического общества на базе высшей техники». Но созрела ли обстановка перехода к социализму по Марксу? Это вопрос! После Октября 1917 года Плеханов в задумчивости произнес: «Русская история еще не смолола муку, из которой можно в России испечь пирог социализма…»
Был ли при Сталине построен социализм? На минутку абстрагируемся от симпатий или антипатий к той эпохе. Отметим то, что было присуще подлинному социализму. Или то, очевидное, чего не мог бы достигнуть капитализм в такие короткие сроки. Прежде всего, была уничтожена эксплуатация человека человеком, построено могучее многонациональное государство, где народы жили в мире и согласии. При фантастическом взлете энтузиазма, энергии масс была создана мощная разветвленная экономика, ее потенциал был огромен. Государственная и колхозно-кооперативная собственность составила уже 97 процентов. Была полностью ликвидирована безграмотность населения, более того, страна по этим показателям обогнала высокоиндустриальные государства мира. Достижения науки и техники поражали даже развитое воображение. На практике была создана новая культура. Изменилась и классовая структура советского общества. Тот социализм выиграл войну (патриотизм, единение вокруг идеологии, чувство ответственности и т.д.).
Казалось бы, война должна была съесть весь потенциал страны, — слишком были огромные разрушения, но существующая система его сохранила. Здесь уместно задать на первый взгляд шальной вопрос: а если бы Россия не знала Первой мировой, Гражданской войны, не знала советской власти, и развивалась бы в темпах 1913 года, смогла бы она набрать необходимую экономическую мощь для противостояния фашистской Германии? Анализ показывает, что в 1941 году царская Россия была бы слабее гитлеровской Германии в четыре раза! Не будем брать во внимание другие факторы, которые царская Россия не могла иметь: высокий патриотизм, интернационализм, мощную политическую партию, авторитет СССР в мире и многое другое.
Сталинская идеология не только не гасила народный энтузиазм, но и переводила его в мир реальностей, воплощала в Днепрогесы и Магнитки. На Западе и не представляли насколько была эффективна созданная Сталиным система. Ее структуры, механизмы и идеология были могучи и отлажены, что позволили в невообразимо короткие сроки восстановить разрушенную губительной войной огромную страну.
Но этого было недостаточно, чтобы сделать определенный вывод о построении социализма в СССР.
В то же время нельзя было признать гармоничность общественного развития — были существенные перекосы в социально-политической области. Не было присущего социализму демократизма, еще не было создано строя с более высоким уровнем свобод. Была власть бюрократии, была политизация экономики. Это закономерные издержки. На самом деле это был первый этап на пути к подлинному социализму.
Было заметно, что к проблемам социализма, к его развитию Сталин подходил творчески. Он тяготел к переосмыслению своих взглядов. И порой эти взгляды шокировали ортодоксальных людей той поры. Югославский деятель и писатель М. Джилас встречался с Сталиным, вспоминал: «в какой-то момент Тито сказал, что в социализме существуют новые явления и что социализм проявляет себя по иному, чем прежде, на что Сталин заявил: «Сегодня социализм возможен и при английской монархии. Революция теперь нужна не повсюду. Тут недавно у меня была делегация британских лейбористов и мы говорили как раз об этом. Да, есть много нового. Да, даже и при английском короле возможен социализм».
В работах Сталина не сформулировано понятие «коммунизм». И это выглядит странно — он был средоточием обширных энциклопедических знаний. Ему не стоило большого труда сформулировать свое отношение к термину «коммунизм». Но познал ли Сталин учение Маркса? Думается, что на этот вопрос предельно четко ответил Ленин: «Никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя». Кстати, Ленин имел ввиду и себя. Но можно безошибочно сделать вывод, что Сталин считал марксизм таким же учением как и учение христианское, мусульманское или другое, что это объект реальной веры в идеи, как вера в любую другую религию. И жить народу без веры очень трудно, но обретенному веру еще труднее. Если рассматривать масштабы жертв борьбы за веру других религий, то таких мучеников наберется намного больше чем пало их за социализм.
Читая ответ одного богослова на вопрос в чем разница между коммунизмом и христианством, Сталин без обычной иронии молча усмехнулся. А ответ религиозного философа был любопытен, правдивым: «Разница в том, что коммунизм хочет осуществить социальное переустройство на земле, а христианство имеет те же цели только в потустороннем мире».
Очевидно, что Сталин был создателем новой идеологии и относительно совершенной системы, которая базировалась в большей степени на его систематизированных взглядах на развитие государства. Он ушел от тех революционно-романтических вариантов построения нового общества, на которых настаивала старая гвардия. Знал, что пойди у них на поводу и страна возвратится в мир неравенства, эксплуатации, насилия и других пороков.
Думается, Сталин умышленно ограничился термином «переход к коммунизму», что предполагало длительный путь развития страны и общества в целом. В одном из своих выступлений он говорил: «Энгельс запутал наших людей. Он неправильно считал, что при социализме все — и квалифицированные и неквалифицированные люди, руководители и исполнители должны получать по-среднему. И сейчас у нас люди хотят перескочить через социализм прямо к коммунизму, когда говорят о таком равенстве. Еще социализм наладить надо, еще по труду долго надо платить, правильно наладить это дело…» В отличие от популиста Хрущева, Сталин не заявлял, что наше поколение будет жить при коммунизме — он необдуманных шагов не делал. Через борьбу и жертвы он открыл путь, по которому народ мог без потерь придти к тому не мифическому горизонту, за которым открывались перспективы создания справедливого общества. Его экономическая система позволила очень быстро сделать страну независимой и могучей. Что это такое? Во-первых, была внедрена двухмасштабная система цен. Это прибыль получаемая из цены конечного продукта. А цена на промежуточный продукт оставалась на уровне себестоимости изделий. Доход от производственной деятельности направляется на расширенное воспроизводство, на общественные фонды потребления и … регулярное снижение цен на товары и услуги. Еще интересный штрих: система обеспечивала снижение себестоимости продукции, что эффективно сказывалось на всем технологическом цикле. Сталин стал вести разговор о близости перехода к прямому продуктообмену, что предполагало отмирание денег. В то же время складывалось впечатление, что это произойдет через тысячи лет. В беседах с людьми он прежде всего интересовался их материальным положением. Рекомендуют заместителя наркома на пост директора завода, на Урал, Сталин спрашивает:
— Сколько получаете?
— Семь тысяч.
— А зарплата директора завода?
— Три тысячи.
— Хорошо, — ваша зарплата замнаркома останется семье, а зарплата директора — вам, учитывая, что вы будете там, на Урале, жить один.
В течении 1952-1953 годов Сталин планировал сократить рабочий день до 6, а затем и до 5 часов. Он писал в книге «Экономические проблемы социализма в СССР»: «Это необходимо для того, чтобы члены общества получили свободного времени для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно дальше коренным образом улучшать жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления». Мог ли он осуществить эти цели? Вне сомнения — мог!
Сталин побеждал многих врагов — внутренних и внешних, победил неграмотность народа, победил отсталость страны, но он не победил социальные проблемы и особенно то, что было связано с крестьянством. Деревня для него оставалась болезненной сферой. Война подтвердила, что именно колхозная форма хозяйства в деревне, высокая организация работы совхозов позволила накопить большое количество продовольственного и фуражного зерна, мяса и других продуктов, что централизовано обеспечило страну в 1941-1945 г.г. Удалось полностью и бесперебойно наладить питание Армии и Военно-Морского Флота. Если в Первую мировую войну царская Россия смогла дать только миллиард пудов товарного зерна (в результате уже в первый год войны армия получала лишь 50 % необходимой скудной продовольственной нормы), то колхозное хозяйство СССР в Великую Отечественную войну (при захвате врагом более 47 % посевных площадей) смогла дать более 7 миллиардов пудов товарного зерна. Колхозный строй выиграл Великую Отечественную войну, спас советский народ от голода и физического истребления.
Какая перспектива будет для рабочего класса Сталин знал и предпринятые им шаги в послевоенные годы говорили об улучшении жизненного уровня в городе. А деревня, а колхозы? Вся мировая практика свидетельствует, что без мощной поддержки государства, сельское хозяйство само по себе не сумеет развиваться и обеспечивать сельхозпродукцией государство. Сталин был убежден, что совхозный тип хозяйствования решит проблему на селе, крепко завяжет сельско-городской узел. Этот тезис был записан в Программе партии. Он понимал, что сельское хозяйство далеко отстало от темпов развития промышленности, что колхозы свое дело сделали.
Молотов утверждал, что Сталин планировал со временем ликвидировать колхозы и вместо них создать повсеместно совхозы. Незадолго до смерти он говорил, что колхозы стали тормозить развитие социализма. Теперь становится более понятна сталинская задача по ликвидации разницы между городом и деревней. Созданные в конце 20-х годов совхозы в своем большинстве неплохо себя зарекомендовали — здесь был высокий уровень материальной заинтересованности, была высокая организация труда, приличная механизация. Для Сталина колхозы были переходной формой и он вел подготовительную работу к введению государственной собственности на селе.
Но сегодня все возвращается на круги своя. Для крестьянства шестьдесят лет — это тот временной период, за который можно вполне приспособиться к жизни. Перед распадом СССР колхозное крестьянство чувствовало себя настолько благополучно, что уже не мыслило без коллективного хозяйства. Во всяком случае 90% сельского населения уже жило сносно, несмотря на период дурацкого хрущевского правления. Остальные 10% неблагополучных крестьян — это семьи ленивых люмпенов или окончательно спившихся людей.
И вот сегодня вновь взят курс на разрушение сельских устоев, отвечающих вековым общинным традициям. Предсказать судьбу крестьянства весьма затруднительно. И только с большей долей уверенности можно сделать вывод: с фермерством ничего не получилось и в ближайшие времена ничего хорошего не будет. В основе жизнеобщения нашего народа было и будет — коллектив, община. А вот помещики могут быть.
В работе «Анархизм или социализм» Сталин поднимал интересную проблему: что важнее для человечества — политика «Все для личности» или политика «Все для массы»? Сталин убедительно доказывает, что первый принцип приведет к разобщению человечества, к индивидуализму, где нравственность будет сведена к нулю, и что это удел капиталистического общества. Задумываясь над этим выводом, невольно сравниваешь его с нынешним временем… Сталинская система с централизовано планируемой экономикой продемонстрировала большую эффективность по сравнению с рыночно капиталистической. То, на что Западу требовалось сотни лет, Сталину стало возможно за 10-15 лет. Оппоненты задают контрвопрос: «а какова цена этого прогресса?» Действительно — вопрос без иронии. Но, уважаемый читатель, почитай историю и ты увидишь иную правду. Там, на Западе, жертв становления рыночной экономии было не только не меньше, но и намного больше. Только за передел собственности там погибли миллионы людей. А за передел капиталистического мира? Я имею ввиду войны, сколько их было? Так что, баланс жертв явно перетягивает в сторону капиталистических стран. Сталин не успел практически доказать полное преимущество социализма. Желание еще при жизни создать народу «земной рай» было характерным для революционеров ХIХ-ХХ веков. Сталин был исключением. Он закладывал основы для будущего. После того, как Хрущев начал чернить советское прошлое, повел «борьбу с культом личности» некоторые деятели содружества не согласились с этим и вынуждены были порвать все отношения с Хрущевым. Таким был албанский руководитель Энвер Ходжа. В 1968 году он писал президенту Франции генералу Шарлю де Голлю: «Создать жизнеспособное государство, как показывает история, невозможно без жизнеспособной идеологии, без веры нации в эту идеологию, без доверия нации к тем, кто олицетворяет собой такое государство и такую идеологию…
Национально-государственное строительство, независимое развитие страны — именно эти факторы объединяют нацию и позволяют пренебречь так называемой «многопартийностью», которая, по сути, прикрывает тотальное господство транснациональных классов. Для них государство, нация — это ширма, а в ряде случаев — серьезное препятствие в деле уничтожения национально-государственной независимости… Сталин это понял и хотел превратить многонациональный Советский Союз и партию в единое, державное, стабильно независимое государство. Он хотел обеспечить преемственность исторических традиций России в рамках новой, обширной страны, где ликвидированы эксплуататорские классы с их «транснациональной», антигосударственной идеологией.
Можно представить, каких успехов добился бы Советский Союз в случае реализации сталинских планов…
Ошибка, однако, Сталина в том, что он опоздал с обнародованием своих планов, опоздал с разоблачением тех, кто неистово сопротивлялся этим планам. Они же, негласные адепты троцкизма и космополитизма, погубили и оболгали Сталина. Последствия его гибели и шельмования скоро скажутся в СССР и не только в этой стране».
Да-а-а, умные мужики были в этом соцлагере — как в воду смотрели.
В.Ф. Седых