Победить или умереть

Победить или умереть
0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Еще Наполеон ставил выше и гения, и опыта «моральную стойкость» (это его определение — В.С.). Сталин правильно поставил вопрос — победа или смерть и никакого плена. В пле­ну на допросе Яков Джугашвили — сын Сталина сказал: «Мне стыдно перед отцом, что я остался жив». Яков знал древний закон руссов, для которых сдача в плен — это позор. Знал, что сын руководителя великого государства по другому не может поступить, как шагнуть навстречу смерти. Недруги русско­го народа выставляют Сталина равнодушным к судьбе сына — «Солдата на фельдмаршала не меняю», — относят эти слова к пропагандистским трюкам. Это неправда. Именно так сказал Сталин. Он не мог не понимать, что в случае обмена сына на Паулюса, советские люди ему бы никогда не простили. Неко­торые осуждают его за жестокий приказ в августе 1941, где он требовал: «Попавшим в окружение сражаться до послед­ней возможности, пробиваться к своим, а тех, кто предпочтет сдаться в плен, уничтожить всеми средствами, а семьи сдав­шихся в плен красноармейцев лишать государственных посо­бий и помощи.» Жестоко? Жестоко!

Уже теперь выясняется, что инициаторами и авторами таких приказов были люди из окружения Сталина.

Начальник 9 управления КГБ (правительственная охра­на) генерал М. С. Докучаев, ныне жив и здоров, вспоминает: «А ведь инициатором репрессий против семей бойцов и ко­мандиров, попавших в плен, вместе с Щербаковым и Мален­ковым был он, Хрущев».

Как отнестись к сдаче в плен сына Сталина — старшего лейтенанта Якова Джугашвили? Можно и не осуждать — в сорок первом сдались в плен до 1,5 млн. солдат и офицеров Красной Армии. А можно и осудить. Сталин тоже осуждал. От солдата до генерала попавшие в плен преступили воинский закон — они принимали присягу, давали клятву перед строем своих товарищей, перед своей Родиной биться с врагом на­смерть, защищать свою землю до последней капли крови… Этот Священный Закон русского воина был известен еще с дохристианских времен. Он стоял на первом месте в законах Русской религии и в Ведических обычаях древних руссов. Ис­тория Русской Армии тех времен не знала примеров, чтобы ее воины сдавались в плен врагу. Еще в древности русские воины предпочитали плену смерть — «мертвые сраму не имут». Иду­щим на бой наши предки наказывали: «Если тебе не спастись от смерти, умри, по крайней мере, со славой во имя Родины. Отрадно и почетно умереть за отечество». Попасть в плен счи­талось большим позором и у других народов. Во времена Кира и Македонского пленникам надевали на шею рогатины и про­водили по тропе позора. После поражения в 1945 году немало японских солдат десятилетиями скрывались в джунглях, стре­мясь избежать позора плена. Они предпочитали плену смерть в бою, сдачу врагу они считали страшным позором и униже­нием, которое навсегда заклеймило бы их в глазах тех, кого они уважали, — друзей, семьи, воинов, монахов. Эти солдаты гибли сотнями тысяч и скорее бросались на собственные мечи, чем поднимали белый флаг капитуляции перед противником. Сталин положил в основу присяги воина Красной Армии и эти тысячелетние традиции.

В беседах с писателем К. Симоновым Г. Жуков осуждал Л. Мехлиса — автора формулы: «Каждый, кто попал в плен, — предатель Родины». Осуждал он и ту политику, времен вой­ны, по отношению к лицам попавшим в плен. Но участники войны рассказывали, что сам Жуков был беспощаден к тем, кто по каким-то причинам попадал в плен. 24 ноября 1941 года он и Булганин подпишут приказ с требованием «трусов и де­зертиров, оставляющих поле боя, расстреливать на месте». И он был прав.

А зачем же Сталину наказывать освобожденных из пле­на, они мол и так наказаны. Да и виноваты ли они? Виноваты! В сорок первом немало их товарищей погибло, отбивая атаки врага, но они так и не сдались на милость захватчикам. Ста­лин, наказывая своих малодушных воинов, воспитывал на этих примерах будущие поколения, будущую отважную на­цию. Он далеко видел вперед. Великим может быть тот народ, где, прежде всего, награждается доблесть, мужество и силь­нее всего наказывается трусость. Так ставить вопрос я имею моральное право еще и потому, что мои предки не склоняли голову перед врагом. И в эту войну они храбро воевали, бы­вали не раз в окружении и пробивались к своим, продолжали драться с захватчиками. Многие из них погибли.

А сколько бежало из частей дезертиров? По рассказам матери, в соседнем селе появился такой беглец — он скрывал­ся от красных, от немцев, от партизан. Все его проклинали и презирали. После освобождения района от гитлеровцев жите­ли села сдали его в НКВД.

Мне запомнился рассказ одного из тех, кто побывал в плену. С Иваном Васильевичем я познакомился во время от­дыха на Азове. В летнем кинотеатре пансионата показывали только что выпущенный на экраны фильм «Судьба человека». Зрители разделяли тяжкую судьбу героя, переживали вместе с ним, восторгались когда он, не закусывая стакан за стаканом… А Иван Васильевич смотрел на экран и открыто плакал. Я со­чувственно пожал ему руку. В моем представлении мой сосед был тоже герой… контуженный, раненный, а может засыпан­ный землей в окопе. И плен. Именно так писали в книжках, так рассказывали проинструктированные некоторые участники войны. И в детских играх тоже: «русские не сдаются!» Рассказ Ивана Васильевича растворил все мои героические иллюзии.

«— В июне 1941 года — я, старший лейтенант, командир стрелковой роты служил в Прибалтике. Началась война. Уже на второй день немцы были рядом. И вдруг от старших коман­диров поступает приказ построиться и следовать в направле­нии немцев. Перед нами выступил майор, которого я как-то видел в штабе дивизии. Он говорил о том, что немцы — циви­лизованная нация и они хорошо живут, и мы теперь тоже так будем жить, и воевать против них мы не будем. Мы построи­лись в колонну…

—      И что, вот так, весь батальон сдался? — с возмущением перебил я его.

—      Да нет…, из колонны выбежал политрук, фамилию его не помню, он недавно прибыл в наш полк. «Стойте! Это из­мена!» — закричал политрук. Майор застрелил его в упор. И только несколько человек бросились назад, к лесу. Остальные строем, под звуки оркестра, пошли к немцам. Через час нас разоружили и отправили в концлагерь. Политруков отдельно увели. Потом, позже, тот самый майор приходил вместе с дву­мя в штатском, агитировали перейти к Власову. Многие к нему пошли. Я отказался. Прошел все муки плена, вот как в этом фильме… Потом Красная Армия освободила. За добровольную сдачу в плен меня судили… Отбыл девять лет. Спрашиваешь: как к этому отношусь? Вообще-то я заслужил расстрел…» Трудно судить, правдив ли был его рассказ.

Занимаясь более предметно этой темой, я встретил нема­ло бывших пленных, но редко кто из них вот так, как этот, чувствовали свою вину перед Родиной — больше кляли Стали­на за жестокость. Но это было после смерти вождя.

Уже позже выяснилось, что из 3,5 млн. пленных советс­ких солдат погибло 2,5 млн. Полмиллиона из них было рас­стреляно, остальные погибли от голода, холода, невыносимых условий. В абсолютной безвестности. Бесславная смерть.

В.Ф. Седых

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes

Related posts